Как я стал учителем

Никогда не думал, что однажды буду работать преподавателем, но смена места жительства и образа жизни наверное сделали своё дело

iant

Чтобы было удобнее вести повествование, выстрою всё списком

1. Институт

Через неделю после окончания учёбы я получил предложение поработать тьютором. О месте работы говорить почти нечего, это то же самое место, которое я закончил. Казалось бы, буквально недавно только сам критиковал процесс преподнесения образования студентам, как тут же без пяти минут стал частью этого всего.

Прежде чем приступить к работе, я получил специальный гайд для тьюторов, в котором описаны все процедуры и политики. Заблудиться в нём не просто, все достаточно доходчиво и разжёвано.

2. Предмет

Гранитами предметов, которые я должен был давать студентам погрызть были Аппаратные средства или как здесь говорят — Хардвэйр и Сети. В первом я вёл лабораторные работы, а во втором я ассистировал другому тьютору. В итоге у меня было два предмета.

Моё личное мнение по первому предмету — я бы тщательнее проработал задания к лабораторкам. Те, что имелись на тот период, по моему мнению, немного простые. Например, чтобы закончить одну работу, у ребенка, не говоря о том, что у студента, уйдет меньше 20 минут точно. А предмет должен был идти 2 часа :) Представляете? Ну это только моё мнение, не претендую на звание самого умного :D Чтобы занять студентов хоть чем-то, приходилось давать от себя дополнительные задания, а так же вести беседу на разные темы по предмету.

А вот на счёт второго, тут конечно всё отлично, так как обучение идет по Netacad, это виртуальная академия Cisco. Там все пошагово описывается и потеряться сложно. Гармония теории и практики, так сказать. Студенты усваивают всё поэтапно и непринуждённо. Это был их первый год в сетях, поэтому они только в виртуальной лаборатории практикуются. От себя лишь давал примеры из практики, да и во время первого предмета знакомил их с железом сетевым.

Есть так же специальные дискрипторы по предметам, но они как-то прошли мимо меня :( Это бумажки, в которых пишется чему должны студенты научиться и сколько часов на всё про всё даётся. К лабам не относится, там и так всё понятно в задании.

3. Студенты

На один предмет студентов могло быть около 70-80, поэтому их делили на стримы (потоки/группы).

Большая часть студентов из приезжих, что есть плюс. Ну во-первых, они более дисциплинированы, оно и понятно. Права у них конечно же есть, но нарушать дисциплину им не хочется, на кону виза и последующие въезды в страну. Во-вторых, они пытаются всегда изъясняться классическим академическим английским, в отличии от киви. А вот киви не парятся, ведут беседу не напрягаясь, в том плане, что не выделяют слова, можно сказать зажёвывают и даже могут позволить себе сленг, что несомненно усложняет понимание контекста. Мне лично иногда приходилось переспрашивать. Были случаи, когда во время презентации студенты употребляли слова типа shit. Думаю, реакция в наших универах была бы иная, точно бы не допустили к занятиям ну или отчислили. Я к этому относился проще, но на всякий случай рассказывал об этом своим менторам.

4. Расписание

Когда я учился, мои пары шли по 3 часа у моих студентов были по 2 часа. Это было связано с уровнем. Так, у меня мог быть 1 предмет в день, т.е. всего 3 часа. Иногда бывало 6 часов, 2 предмета. По мне, так всё было рассчитано удобно и для студентов, и для учителей. Правда были факультеты, у которых предметы начинались в 6 вечера и продолжались до 9.

5. Лекции / Лабораторные

Как я писал выше, моим предметом было железо, но я лекции по нему не вёл, на мне были только лабораторные. Один раз меня попросили провести одну лекцию по презентации. Тогда-то я и увидел, что контент очень старый, все примеры были основаны на Windows Vista. Т.е. материал не сильно актуальный. Иногда приходилось лабораторные работы под Windows 10 адаптировать, они тоже были не новые, под 7ку :) Сам курс основывался на одной книге, по компьютерным азам.

По второму предметы лабораторные были очень хорошо продуманы и актуальны, потому что материал скачивался всегда свежий и тесты были онлайн. Иногда напрягало, когда студенты переспрашивают то, что было вот буквально недавно на лекции. У меня складывалось впечатление, что-либо лекции такие слабенькие были либо им просто трудно даётся. После повторного объяснения, я понимал, что лекции проходили в очень расслабленном режиме. Студенты, после разбора полётов, схватывали всё на лету.

6. Экзамены

Экзамены проходили в больших аудиториях, под присмотром тьюторов. Чаще это был просто тест на бумаге или онлайн. В случае с онлайн правила очень строгие, если человек попытается открыть левую вкладку в браузере, то тут же экзамен для него был закончен.

7. Коллеги

Все коллеги, а также просто сотрудники института всегда готовы поддержать в случае возникновения каких либо проблем. Всё будет направлено на быстрое решение возникших проблем, по крайней мере их безболезненного решения.
Что касается коллег — учителей в ИТ и в бизнес предметах, то иностранцев, наверное, всё-таки немного больше. А в остальных преобладают киви.

8. Вывод

Будучи студентом, не всегда видишь обратную сторону учёбы. Когда работаешь в роли учителя, понимаешь немного больше. Это по началу необычно, когда люди, которые тебя не знают, ждут от тебя впечатлений. Первая встреча чаще и решает дальнейшее взаимотношение со студентами. Так же было и у меня. К концу года, судя по анонимному опросу, все остались довольны :)

Помню на первом занятии по железу только единицы из студентов знали компоненты компьютера и то не все. Пришлось на месте показывать и сборку, и разборку компьютера по ходу объясняя что к чему.

Интересно было еще во время презентации, когда студенты начинают плакать перед тобой, прям слёзы. Стесняются или очень сильно переживают. Со своей стороны, я пытался поддержать и даже проводил индивидуальную сдачу, чтобы человек не стрессовал.

Со временем, как и везде, образуются разные группы, и ты уже знаешь кто с кем ходит и через кого искать студента в случае чего. Везде есть свои одиночки, лидеры, весельчаки, лоботрясы, всё как у нас. За одним исключением — конфликты сведены к нулю. Если у студента есть претензии к учителю, то он не устраивает скандал и не огрызается, он просто пишет письмо руководителю программы (декан по-нашему) и далее тот разбирается в ситуации. Да, были и такие кто жаловался, не на меня правда, на коллег.

По ходу преподавания видишь очень много разных личностей, интересных людей. Мне не было важно, как они одеты, как они выглядят, все они были для меня хорошими, моими студентами. Мы отлично провели время вместе, надеюсь я никого не обидел :)

Из бонусов — у каждого студента есть свой рабочий компьютер и никто за него не сядет. Через три года, по окончанию учебы, этот компьютер, монитор и манипуляторы отдаются студенту бесплатно.

Рахмет
Всем удачи, будут вопросы, пишите :)